Миф или польза: зачем на самом деле нужны шахматы. Диета для шахматистов


Как повысить уровень шахматного мастерства

Каким бы ни был Ваш уровень игры в шахматы, нет предела совершенству. При наличии нужных привычек и правильного отношения процесс Вашего шахматного роста будет лёгким и весёлым. Чтобы лучше играть в шахматы, необходимо изучить правила, много играть, разбирать сыгранные партии, решать головоломки, изучать эндшпиль, не тратить время на зубрёжку дебютов и всегда перепроверять свои ходы.

1. Для начала нужно знать правила.Не важно, сомневаетесь ли Вы в своих знаниях или считаете, что уже знаете все правила шахмат. Если Вы ещё не серьезный шахматист, повторение особых шахматных правил Вам не помешает. Правила и базовые стратегии шахмат можно повторить здесь.

2. Играйте в шахматы как можно чаще.

Нельзя хорошо в чём-то разобраться без систематического повторения, и шахматы - не исключение. Используйте любую возможность поиграть в шахматы – в пути, на компьютере, дома.

3. Разбирайте сыгранные партии и учитесь на своих ошибках.

Игра без разбора сыгранных партий, как правило, не приносит пользы. В каждой партии всегда найдётся много ошибок и выигрышных возможностей. Чтобы совершенствоваться, нужно разбирать свои ошибки и учиться видеть возможности выигрыша. Автоматизированный Компьютерный Анализ поможет Вам разобраться в каждой сыгранной Вами партии.

4. Обязательно решайте тактические головоломки.Тактическая головоломка - это небольшая шахматная задача, которую нужно решить. В этих задачах представлены реальные игровые ситуации, в которых у Вас есть шанс выиграть. Это похоже на игру, в которой Вы как бы сразу оказываетесь перед возможностью выигрыша! Попробуйте бесплатные головоломки.

5. Изучайте основные позиции эндшпиля.

Как ни странно, большинство шахматных партий заканчиваются не быстро, а лишь после того, как соперники сделали уже много ходов и разменяли большинство своих фигур. В результате на доске остаются лишь короли, несколько фигур  и/или пешки. Эта часть партии называется “эндшпиль”. Здесь цель состоит в том, чтобы превратить одну из своих пешек в ферзя. Изучение того, как правильно играть в эндшпиле поможет Вам выиграть множество партий. Здесь Вы можете попрактиковаться в некоторых наиболее распространённых позициях эндшпиля.

6. Не тратьте время на запоминание дебютов.

Многие шахматисты допускают ошибку, тратя время на запоминание последовательностей ходов (“дебютов”). Проблема в том, что большинство Ваших соперников не знают многих дебютов, а даже если и знают, то шансы, что они сыграют именно Вашу вариацию, очень малы. Для начала просто изучите общие принципы хорошего дебюта и не старайтесь запомнить их все.

7. Всегда перепроверяйте свои ходы.

В шахматах очень важно стараться избегать неверных ходов. Большинство проигранных партий проигрываются из-за грубых ошибок (зевков). Поэтому, прежде чем сделать ход какой-либо фигурой, всегда всё перепроверьте и убедитесь, что Ваш король в безопасности и Вы не отдаёте свою фигуру просто так.

Когда будете готовы повысить свой уровень игры в шахматы, зарегистрируйтесь на Chess.com, чтобы бесплатно играть и посещать уроки!

www.chess.com

"Шахматы - это как бой быков"

Самый молодой чемпион мира по шахматам 23-летний норвежец Магнус Карлсен и второй в рейтинге гроссмейстеров, 32-летний обладатель Кубка мира Левон Аронян встретились в прошлые выходные в Ереване на мероприятии Сергея Белоусова и Рубена Варданяна Acronis Armenia – не совсем понятно зачем. Карлсен и Аронян играли в шахматы с детьми в Ереванском шахматном клубе, сыграли с местными чиновниками (Магнус дважды произвел фурор, предложив ничью школьнице и из-за технической ошибки проиграв блиц депутату), встречались с предстоятелем армянской церкви, путешествовали и просто приятно проводили время.

Slon узнал у двух первых шахматистов мира, что происходит у них в головах во время игры, как они тренируют память, что думают о политике и кто, по их расчетам, победит в футбольном чемпионате.

Вы ходили в обычную школу? Удалось ли ее окончить?

Магнус Карлсен: Да, я окончил школу и только после этого стал профессиональным шахматистом. Но вообще-то для этого мне приходилось заниматься с преподавателями, которые ездили со мной на все соревнования.

Левон Аронян: Экстерном, не совсем удавалось совмещать карьеру и учебу в школе. Учитывая, что я рос в девяностые, когда школы закрывались, а я русскоговорящий, и было трудно переходить из русской школы в армянскую, родители решили, что я буду учиться дома. Мой тренер был беженец из Азербайджана, он поселился у нас, потому что ему было негде жить, так что мы могли заниматься каждый день, и шахматами я больше занимался, чем школьными предметами.

Какой был любимый предмет?

Карлсен: Да особо никакой.

Аронян: Литература. Я с детства всегда тянулся к гуманитарным наукам. Читаю всегда разные вещи, люблю советскую литературу, а английскую и американскую больше познаю благодаря своей подруге, для которой английский – родной.

Сколько часов в день вы тренируетесь?

Карлсен: По-разному, но в среднем, наверное, полтора-два часа, типа того… В остальное время делаю что хочу, а хочу я каждый день разное. Слушаю музыку, спортом занимаюсь. Стараюсь тусоваться с друзьями по максимуму.

Аронян: Это зависит от планов, бывают важные встречи, которые нельзя отменить, но в идеале я стараюсь уделять каждый день пять часов шахматам и два часа спорту.

Читали ли вы «Защиту Лужина» Набокова? Насколько жизнь героя похожа на реальную жизнь большого шахматиста?

Карлсен: Не читал книжку, но много слышал о ней и о фильме по ней, но самому прочесть пока не довелось. Мне кажется, большинство профессиональных и особенно лучших игроков мира более приземленные люди, гораздо нормальнее, чем Лужин.

Аронян: Конечно, читал. Есть некоторое сходство, но намного меньше таких шахматистов, чем нормальных, которые ведут более бомондный, буржуазный образ жизни. Я не люблю тусоваться, люблю проводить время с семьей, традиционные армянские вещи во мне преобладают. С большим удовольствием схожу вечером с друзьями позаниматься спортом или с родителями проведу время.

Шахматы – это спорт?

Карлсен: Я подхожу к шахматам во многом как к спорту, я готовлюсь к турниру и действую в игре, как в спорте.

Аронян: Да, конечно, шахматы – это спорт. Это как бой быков: если ты борешься-борешься, делаешь очень красивые обводящие движения, но в конце бык тебя пронзил, то все, что ты делал перед этим, большого смысла не имеет. То же самое в шахматах: если красивая партия заканчивается поражением, смысла в ней мало.

Если да, как вы поддерживаете себя в соответствующей спортивной форме?

Карлсен: Готовлюсь с моим тренером и помощниками к дебюту, чтобы быть в форме и готовым физически к долгим партиям. Отрабатываю тактические приемы с компьютером и так далее, чтобы постоянно учиться.

Аронян: Это не очень спортивный спорт. И шахматисты за 70 добивались блестящих результатов, как Василий Смыслов и Виктор Корчной. Мои родители из научной сферы, так что к спорту они не относились всерьез, но я сам пришел к этому через друзей и коллег по сборной, так что я с 20 лет начал заниматься спортом.

Соблюдаете ли вы специальную диету для укрепления памяти, скорости мышления?

Карлсен: Ничего особенного, разве что не ем слишком много сладкого, чтобы была здоровая диета.

Аронян: Не очень, но я знаю, что некоторая еда мешает работе мозга. Например, я очень плохо играю, если хорошенько до отвала поем, что-то тяжелое, какой-то обед. Так что я ем обычно за три часа до партии.

Особые приемы, чтобы тренировать память?

Карлсен: Не чувствовал пока необходимости в этом, хотя, может, это неплохая мысль.

Аронян: Сложно сказать. Помогает перед игрой поспать минут 20 под музыку.

Умеете готовить? Что?

Карлсен: Не особо, только простые какие-то штуки. Могу омлет сделать.

Аронян: Очень люблю, мы много путешествовали в Азии, многое из азиатской кухни. Я скажу, что готовить умею, но моя семья и моя подруга это оспорят, так что могу лишь сказать, что стараюсь. Я не ем мясо, но ем рыбу. В 2001 году поехал в Индию, мне так понравилась вегетарианская еда и то, как много там животных. Мне кажется нелогичным, что есть животные, от которых больше пользы, когда они мертвые, чем когда живые. Например, свинья – какая от нее польза, если так подумать? У коровы или овцы есть другие варианты службы человеку. Идея, что есть животные, которые нам нужны только мертвыми, мне не очень нравится.

Соблюдаете режим?

Карлсен: Не особо.

Аронян: Тут важно понимать, где ты истощаешься и входишь в психологическое пике, когда ты встаешь в восемь, завтракаешь, занимаешься, потом обед, и сразу идешь на партию. На третий день чувствуешь, что и игра у тебя ужасная, и настроение. Тогда нужно в этот день принять мужественное решение выпить бокал вина, погулять, посмотреть кино и заснуть в два часа ночи.

Что, кроме шахмат?

Карлсен: Музыка, спорт… Никаких особых предпочтений в музыке, зависит от настроения.

Аронян: Очень люблю музыку, в последнее время много слушаю симфоническую, Малера, он очень заряжает меня.

Какой спорт любите?

Карлсен: Футбол, баскетбол, теннис иногда, день на день не приходится.

Аронян: Я очень люблю бегать, очень люблю тренироваться в боксе, в баскетболе. Я бегал 32 километра, но результатом горжусь: пробежал за 3 часа 15 минут. Люблю смотреть футбол, но мой спорт – это все-таки баскетбол, за ним больше слежу и очень трепетно отношусь.

За какую команду болеете на чемпионате мира по футболу? Кто, по-вашему, победит в этом году?

Карлсен: Болею за Кот-д’Ивуар, победит, думаю, Аргентина.

Аронян: С детства болею за сборную Англии, так что смотреть этот чемпионат большого смысла уже для меня не имеет. Победит, такое чувство, что Голландия. Она всегда играет хорошо, но ей не везет, а в этот раз, кажется, удастся.

У вас есть друзья, которые не интересуются шахматами? О чем вы с ними разговариваете?

Карлсен: Да, некоторые друзья, особенно школьные и некоторые другие, но никаких проблем с этим у меня нет. Мой лучший друг вообще ничего не понимает в шахматах, но он большой фанат футбола и баскетбола, как и я, так что мы можем болтать об этом.

Аронян: Есть члены семьи, мой папа физик и не любит ни шахматы, ни другие виды единоборств. Есть друзья – музыканты, художники, – которые очень редко спрашивают, как я сыграл. Мне это абсолютно не мешает. Наоборот, приятно говорить с людьми, внутренний мир которых так сильно отличается от твоего, когда они не вступают ни в какие единоборства.

Сколько языков вы знаете?

Карлсен: Норвежский, английский, датский и шведский, немного немецкий.

Аронян: Свободно знаю русский, армянский, английский и немецкий.

На сколько ходов вперед просчитываете игру?

Карлсен: Если надо, могу продумывать, по крайней мере, на 15–20 ходов вперед. Но обычно это немного, потому что так много вариантов развития событий, нет смысла продумывать так глубоко один сценарий, слишком много возможностей.

Аронян: Часто просчитываешься: тебе кажется, что ты все рассчитал до конца, а в действительности на втором ходу ошибаешься. У нас есть понятие «дерево расчета», и если оно у тебя без ветвей, один ствол, то это очень просто. Обычно бывают целые джунгли, ни один серьезный шахматист не скажет, на сколько ходов он просчитывает игру.

Вы думаете о посторонних вещах во время игры? О чем?

Аронян: Когда я играю, у меня часто в голове звучит музыка. Очень люблю придумывать вариации – например, Бранденбургские концерты, если соединять их между собой в уме, иногда получается очень интересно.

Вам снятся сны про шахматы?

Карлсен: Сны вижу иногда. Если сон про шахматы, то это обычно кошмар как я проигрываю.

Аронян: Снятся часто, очень интересные, порой удивительные, я часто рассказываю друзьям и забываю. Нет, не про шахматы, обычно это совершенно невероятные кафкианские и платоновские сны.

Интересуетесь политикой? Карпов и другие шахматисты занимаются политикой, вы хотели бы когда-нибудь повторить их опыт?

Карлсен: Ну, я слежу за норвежской и международной политикой немного, но у меня нет особого мнения насчет большинства проблем.

Аронян: Намного меньше, но читаю книги, которые могли бы помочь в управлении своими ресурсами. Например, труды Макиавелли очень учат управлению людьми. Каждый шахматист работает с 5–10 шахматистами, и наладить работу с ними – это большое искусство. В политику я бы вряд ли пошел, если только для того, чтобы сделать что-то полезное. Ради самой политики или власти я бы точно в нее не пошел. Я бы скорее занимался чем-то связанным с литературой или кино.

Вас называют лучшим во все времена/вторым гроссмейстером не только современности, но и в истории шахмат. Что вы думаете по этому поводу?

Карлсен: Не уверен, «лучший» во все времена – это субъективно, но я точно знаю, что у меня самый высокий рейтинг в истории. Это отлично.

Аронян: Честно говоря, хотел бы сделать поправку, по рейтингу я уже много лет являюсь вторым игроком, но я всегда считал, что есть пять или чуть больше игроков, которые играют на одном уровне. Это очень хорошее чувство, это то, к чему стремился я и мои родители, и те люди, которые мне помогали, так что это коллективное достижение.

Если бы вы были шахматной фигурой, то какой?

Карлсен: Не знаю… Я думаю, что мой учитель Каспаров обычно не слишком деликатничает, отвечая именно на этот вопрос, так что я, пожалуй, воздержусь от ответа.

Аронян: Трудно сказать. Мне нравится, как Тигран Петросян ответил на вопрос про любимую фигуру, что это ладья, потому что ее часто можешь отдать за хорошую легкую фигуру соперника. Себя ассоциирую с конем, потому что я очень люблю путешествовать и очень люблю делать оригинальные движения.

Если бы вы были шахматной фигурой, то кто тогда игрок?

Менеджер Карлсена: Ок, у вас вышло время интервью, спасибо.

Аронян: Не хотелось бы попасть в чужие руки. Пока справлялся сам и хотел бы сам справляться до конца жизни.

ОРИГИНАЛ

www.chess-news.ru

Шахматы и здоровье - n1.rtf

приобрестиШахматы и здоровьескачать (7427.7 kb.)Доступные файлы (1):

n1.rtf

Муниципальное образовательное учреждение

Игримский профессиональный колледжРеферат

"ШАХМАТЫ И ЗДОРОВЬЕ"Выполнил: Тыкайло И.

Игрим 2009

Содержание

Введение 3

Вениамин Франклин (1706-1790)"Избранные произведения" 9

Заключение 12

Литература 13

Введение

"Обучение шахматам" - это целостный курс, направленный на формирование высоконравственной, гармоничной, творчески активной личности ученика.

Как известно, в начальной школе на первый план выходит развивающая функция обучения, и данная программа обучения шахматам позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков.

Стержневым моментом уроков становится деятельность самих школьников, которые учатся наблюдать, сравнивать, классифицировать, делать выводы и обобщения, выявлять закономерности

Шахматы в начальной школе положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и способствуют развитию таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.

Примерно к 5-7 годам ребенок овладевает знаковой системой родного языка и начинает осваивать следующий чрезвычайно важный процесс т. н. умственных действий, результат которых проявляется сразу в мыслях, вне движения или слова.

В норме умение совершать действия в уме формируется в 7-12 лет, и шахматы в начальной школе являются почти идеальной моделью для успешного развития этих способностей.

Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, особенно тем из них, кто живет в сельских регионах и обучается в малокомплектной школе, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа.

Благодаря специализированному программному комплексу "Шахматное образование" у них резко расширяется круг общения, появляется много новых возможностей для полноценного самовыражения, самореализации, и это позволяет детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.

Шахматы и здоровье Если говорить о прямом воздействии игры в шахматы на физическое здоровье человека, то положительное влияние они оказывают в комплексе с физическими упражнениями и правильным питанием.

Юлия Моисеева опубликовала в газете "Вечерний клуб" от 31.08.96 заметку о том, что шахматы не только укрепляют сердце и улучшают кровообращение, но даже сжигают калории.

Игру в шахматы как рецепт от детской гипертонии предлагал доктор медицинских наук Н.С. Заноздра. В одном из номеров журнала "64" - шахматное обозрение" (№3, 1984г) он пишет:

"Однажды, проводя исследования среди школьников Киева (за последние десятилетия гипертония значительно помолодела), мы увидели, что в одном из интернатов дело обстоит благополучней, чем в других. Из 360 ребят лишь один был с незначительным превышением артериального давления. Оказалось, что ученики в этом интернате систематически занимались физкультурой и шахматами. Так что могу рекомендовать игру в качестве одного из рецептов против детской гипертонии".

Обоснованием его высказывания может служить, тот факт что физическое здоровье неразрывно связано с психическим. Ведь не даром сердцу на Руси всегда приписывали свойство хранилища души. Поэтому у здорового человека должен быть здоровый дух и сильное сердце.

Мнительность, нерешительность, ослабленная память ослабляет сердце человека. Одно из условий продления долгой и здоровой жизни - душевное спокойствие.

Еще Библия учит, что душевное и физическое состояние взаимосвязаны. Ревность, гнев, озабоченность, раздражительность вредят сердцу человека. А шахматная игра способна выработать в человеке сдержанность, самообладание, настойчивость и массу черт характера, которые в свою очередь будут воспрепятствовать возникновению стрессов, которые сказываются на работе не только сердца, но и всего организма.

Неоспоримым является тот факт, что физическое здоровье тесно связано с психическим, а именно с сформированностью психических процессов присущих определенному возрасту.

На благополучное развитие ребенка влияет его духовный мир, нормы поведения, нормы жизни, а так же мотивация на сохранение и укрепления здоровья.

Нельзя однозначно сказать, что игра в шахматы способна прямо повлиять на мотивацию ребенка к ведению здорового образа жизни, но качества, которые формируются в процессе обучения и игры в шахматы, подведут ребенка к осознанию ценности саморазвития и смогут побудить его к самосовершенствованию, определению путей решения поставленной перед собой проблемы.

"Играя в шахматы" - говорил Б. Франклин - "мы приобретаем привычку не падать духом при современном состоянии наших дел, а надеяться на благоприятное изменение и упорно продолжать поиск новых возможностей".

Так как здоровье ребенка это не только медицинское понятие, но и социальное, (Всемирная Организация ВОЗ рассматривает здоровье как "состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физического дефекта) формирование таких привычек, описанных Б. Франклином, оказалось бы очень ценным качеством характера для современной молодежи.

Наша страна, округ, район, и даже наш немногочисленный поселок в последние годы столкнулся с проблемой суицида среди молодежи.

В Саранпауле за прошедший год добровольно ушли из жизни 5 человек, не достигнувших двадцати пяти летнего возраста. Эту проблему рассматривали на педагогическом совете в Саранпаульской средней школе, одной из главных причин этого асоциального поступка является неумение адаптироваться в современном обществе.

Низкая самооценка, большое количество стрессовых ситуаций, тяжелая домашняя обстановка, трудности с учебой, колебания при выборе профессии, неудачные попытки найти свое место в обществе служат толчком на самоубийство.

Проблемы в семье, как экономические, так и социальные (пьющие родители, развод родителей, утрата взаимопонимания и т.д.) могут спровоцировать замкнутость, возникновение эмоциональной и социальная изоляция.

Человек чувствует свою беспомощность и неспособность повлиять на будущее, вследствие чего возникает депрессия и далее предрасположенность к суицидальным попыткам. В нашем селе мы сталкиваемся с этим очень часто.

Государство закладывает деньги, разрабатываются программы, ведется социальная поддержка, которая зачастую заключается в материальном обеспечении, но социальная работа заключается в предоставлении "удочки" а не "рыбы", и этой "удочкой" могли бы послужить шахматы, ведь игра в шахматы предоставляет возможность ребенку осознания своего "я", эмоционально обогащают, насыщают стиль поведения в обществе, прививают навыки совместной работы, выбора стратегии преодоления трудностей.

Конечно, шахматы не являются панацеей, но они могут использоваться в комплексе с социальной и психологической помощью. Нет вероятности, что шахматами можно помочь "оздоровить" все население села, но есть возможность корректировать жизненную позицию детей.

Уместным здесь было бы еще раз процитировать Б. Франклина:

"Игра в шахматы - не просто праздное развлечение. Некоторые очень ценные качества ума, необходимые в человеческой жизни, требуются в этой игре и укрепляются настолько, что становятся привычкой, которая полезна по многих случаях жизни.

Жизнь - своего рода игра в шахматы, в которой мы часто имеем возможность выиграть и бороться с соперниками и противниками, в которой есть большое разнообразие хороших и дурных событий, являющихся в какой-то степени результатом благоразумия или отсутствием такового. Играя в шахматы, таким образом, вы можете научиться:

I. Предвидению, умению немного заглядывать в будущее и взвешивать последствия, которые могут сопровождать какое-либо действие; над этим постоянно размышляет шахматист:

"Если я продвину эту фигуру, каково будет преимущество моего нового положения? Какую пользу из этого извлечет мой противник, чтобы досадить мне? Какие другие ходы я могу сделать, чтобы укрепить свое положение и защититься от его нападений?"

II. Осмотрительности, умению изучать шахматную доску, или поле действия, взаимоотношения различных фигур и положений, опасность, которой подвергается каждая в отдельности фигура, возможность помощи одной фигуры другой; вероятность, что противник сделает тот или иной ход и нападет на эту или другую фигуру, и какие средства могут быть использованы, чтобы избежать его удара или обратить последствия удара против него.

III. Осторожности, умению делать свои ходы не очень поспешно. Это правило лучше всего подтверждается строгим выполнением законов игры, как, например:

"Если вы дотронулись до фигуры, вы должны ею ходить; если вы ее куда-нибудь поставили, то пусть она там стоит".

Поэтому очень хорошо, что эти правила должны выполняться, и игра поэтому становится отражением жизни и особенно войны, в которой, если вы неосторожно поставите себя в плохое или опасное положение, то вы не сможете добиться, чтобы противник дал вам возможность отвести войска в более безопасное место; вы должны нести все последствия вашего опрометчивого поведения".

Вениамин Франклин (1706-1790)"Избранные произведения"

Помимо описанных Франклином, шахматы наделены массой свойств, повышающих интеллектуально развитие человека. Развитие познавательной активности, внимания, памяти, а так же самостоятельности, ответственности, способности принимать оптимальные решения в самых различных (в том числе и экстремальных) ситуациях и силы воли.

А воля - это способность человека управлять своим поведением, способность преодолевать препятствия, стоящие на пути к цели, способность организовать свой труд, быт, общение.

Игра в шахматы развивает привычку решения правильного хода, достижения цели - победа над соперником. Нечасто встретишь игрока в шахматы, который бы на полпути отказывался играть.

С запасом таких привычек ребенок чувствует себя уверенным не только в игре, но и по жизни. А уверенный в себе человек с силой воли стремится к самосовершенствованию а следовательно и к самовоспитанию.

Самоконтроль как одно из составляющих самовоспитания, и как важное для успешной социализации качество не бывает врожденным, его нужно развивать.

Умение владеть своими чувствами, настроениями, желаниями - благодаря которым человек может владеть собой. Правила игры в шахматы содержат в себе ряд требований от игрока:

1. Играть надо молча, не спеша.

2. Если дотронешься до фигуры противника, ее придется побить (если это возможно).

3. Если тронешь свою фигуру, ею нужно обязательно сделать какой-нибудь ход.

4. Если сделал ход и отпустил руку от своей фигуры, перехаживать нельзя.

5. Нельзя мешать партнеру думать.

6. Нельзя подсказывать игрокам.

7. Не следует вслух произносить "шах" и "мат" (впрочем, на первых порах мы это разрешаем).

8. Если какая-нибудь своя фигура или фигура противника расположена не в середине клетки, то при своем ходе можно сказать: "Поправляю" и поставить ее поаккуратнее.

9. Если выиграешь, нельзя насмехаться над партнером и зазнаваться.

10. Если проиграешь, не стоит расстраиваться - даже лучшие шахматисты мира потерпели в своей жизни много поражений.

11. После окончания партии проигравший пожимает противнику руку - это дань уважения партнеру.

12. Перед партией тоже принято рукопожатие (последние два правила относятся к серьезным турнирным партиям).

13. Запрещается водить пальцем по шахматной доске, высчитывая варианты.

Соблюдая правила в шахматной игре, эти процессы будут непроизвольно воспроизводиться в поведении ребенка. Шахматы это игра, а для детей правила игры значимы и нарушение их как в любой другой игре преследуются "законом" их "детской нравственности".

Поэтому главным здесь остается, только разъяснение этих правил и контроль соблюдения их в начале обучения.

Перечислив некоторые качества, было бы не лишним внедрение в учебно-воспитательный процесс школы программ, обучающих детей игре в шахматы.

Шахматы это игра, которая обеспечивает человеческий мозг практически полным потоком ощущений. Речь идет именно о настольной игре.

Не осмелюсь спорить с приверженцами игры в шахматы на компьютере, но хотелось бы привести доводы в пользу настольной игры.

Впечатления, которыми питается человеческий мозг набираются из внешней среды в виде света, цвета, звука, запахов, вкусов, температуры, прикосновений

И.М. Сеченов доказал, что для нормальной психической деятельности, для того чтобы человек чувствовал себя здоровым и бодрым, необходим полноводный поток ощущений.

Именно настольная игра способна передать информацию в мозг практически через все анализаторы.

Практикующие "шахматную терапию" в лечении детей с нарушением в развитии, отмечают, что пациенты становятся общительней, появляется связная речь, могут задавать правильно выстроенные вопросы.

Это можно обосновать тем, что развитие руки ребенка и речь взаимосвязаны. Пальцы рук наделены огромным количеством рецепторов, которые посылают импульсы в центральную нервную систему человека.

Даже незначительные упражнения рук, значительно влияют на здоровье человека. Ведь не даром старая педагогическая мысль гласит "ум ребенка очень часто находится на кончиках его пальцев".

Работая с шахматным материалом ребенок воспринимает весь набор ощущений одновременно, воспринимает форму, цвет, пространство, направление, звук, чувствует соперника. Развивается объемное видение.

Заключение

Таким образом, можно сделать вывод, что шахматы положительно влияют не только психическое но и физическое развитие, как это не парадоксально. Шахматы не только развивают интеллект здорового человека. Шахматные методики уже используются для реабилитации больных: укрепляют у больного чувство собственной интеллектуальной полноценности и способствуют восстановлению контактов с окружающими. Благодаря этой игре дети учатся быть терпеливыми, усидчивыми, настойчивыми в достижении поставленной цели, вырабатывают в себе работоспособность, умение решать логические задачи в условиях дефицита времени, тренируют память. Как говорят, потеряв короля, по пешкам не плачут. Шахматист должен быть предельно внимателен, держать в голове сотни партий.

А самое главное, что дают шахматы, - это творческий процесс, который заставляет детей расти, развиваться! И именно в этот момент ребенка можно спасти от вина, наркотиков, преступлений. Вкусивший творческий процесс, испытавший на себе азарт, успех, не пойдет курить, пить, ему это будет уже не надо.

Литература

  1. Гришин В.Г. Малыши играют в шахматы М.: Просвещение 1991
  2. Вениамин Франклин (1706-1790) "Избранные произведения".
  3. Нравственность игры в шахматы Москва: Государственное издательство политической литературы, 1956, 632 с.
  4. "Шахматы: наука, опыт, мастерство: Практическое пособие" / Под ред. Б.А. Злотника. - М.: Высшая школа, 1990, с.41-53).
  5. "Шахматное обозрение - 64" 2004, №11, с.57.
  6. http://www.newacropolis.ru/articles/? id=200 (с.569-572)
  7. http://www.sd-forum.org.ua/files/ngarchive/arhiv/N02_91/page_11. htm)

nashaucheba.ru

Физическая подготовка шахматиста - Шахматная школа "Мир Шахмат"

Многие ошибочно думают, что для шахматиста не важна хорошая физическая подготовка. Подобное мнение аргументируют тем, что шахматы — это не активный вид спорта, такой как лёгкая атлетика, футбол, баскетбол или теннис. Учёными доказано, что для организма умственная нагрузка гораздо тяжелее, нежели физическая.

 Помещения, в которых играют шахматисты, не всегда соответствуют стандартам, но, не смотря на это — игроки часами сидят за шахматной доской, рассчитывая сложные ходы. И не каждый организм может такое выдержать. Во время игровых турниров бывали случаи, когда от невыносимой умственной нагрузки у шахматиста подскакивало давление, и он терял сознание. Из этого следует, то, что шахматисту просто необходимо быть в хорошей физической и психологической форме.

Для подготовки к игровому сезону современный шахматист не в состоянии обойтись без пары гантелей и беговой дорожки. И это ещё самый минимальный набор инструментов. Очень часто из-за плохой физической формы игрок, который начал турнир удачно — к концу проигрывает во всех партиях. Если игрок будет слаб телом, то он вряд ли сможет добиться больших результатов в этом не простом, как оказалось, виде спорта шахматы.

Физическая подготовка, как одна из составляющих элементов комплексной спортивной подготовки шахматистов, оказывает существенное влияние на рост спортивных результатов высококвалифицированных спортсменов. Известны случаи (в частности, матч на звание чемпиона мира между Г. Каспаровым и А. Карповым, Москва, 1985), когда именитые шахматисты допускали грубейшие ошибки во время игры, ведущие моментально к поражению. Поскольку продолжительность шахматной партии, в зависимости от квалификации игроков и регламента соревнований, колеблется от 1,5 до 6 часов, то во время игры неизбежно наступает утомление и после 3 часов игры на первый план выходят далеко не специфические шахматные факторы, а такие как физическая и психическая выносливость, помехоустойчивость, состояние сердечно-сосудистой системы шахматиста. Вот почему любому шахматисту, если он хочет дойти до победы и не сойти с дистанции из-за плохой физической подготовки, нужны обязательно специальные упражнения.

Какие физические упражнения считаются полезными для игроков в шахматы? Это, конечно, обязательная ежедневная утренняя гимнастика. Отлично насыщает мозг кислородом беговая дорожка в спортзале, но бег в парке, на свежем воздухе был бы предпочтительнее. Доказано, что шахматистам не противопоказаны, а напротив, очень полезны упражнения с гантелями разного веса, ещё лучше штанга. Регулярные лыжные прогулки в зимний период или коньки помогают эмоциональному и физическому насыщению спортсмена. Плаванье в бассейне или гребля летом – те занятия, которые способствуют разностороннему укреплению организма.

Из интервью с известным российским гроссмейстером Сергеем Карякиным: "- Многие шахматисты неплохо играют в футбол, баскетбол, волейбол. Как ты поддерживаешь свою физическую форму и снимаешь нагрузку после напряженных партий? Про настольный теннис ты уже говорил.  - Когда я нахожусь дома, то постоянно посещаю фитнес-центр, хожу в тренажерный зал и бассейн. Но во время турнира часто бывает, что просто нет для этого времени и поэтому ограничиваюсь обычной зарядкой. А стресс после партий снимаю длинными прогулками".

 Из интервью с депутатом Законодательного собрания Петербурга Борисом Вишневским, который в свое время серьезно занимался шахматами и альпинизмом: "... — Вы много лет занимались шахматами. Эту игру можно считать видом спорта? — Без сомнения. Причем это тяжелый вид спорта. Он требует очень хорошей физической подготовки — нужны выносливость, умение сохранять ясность мысли даже после нескольких часов игры. Если кто-то считает, что шахматисты — это такие худенькие маленькие люди в больших очках, которые способны только на передвигание слабой ручкой фигуры по доске, то он глубоко заблуждается. Большинство современных шахматистов — это люди, обладающие неплохой физической подготовкой. Без выносливости, без хорошего физического здоровья ты многого не достигнешь".

 Международный гроссмейстер Василий Иванчук: "Физическая нагрузка шахматистам действительно необходима. Кроссы, правда, не бегаю. Но перед олимпиадой в Ханты-Мансийске много времени проводил на теннисных кортах. Зимой предпочитаю «нагружаться», бегая на коньках. Кроме того, стараюсь регулярно делать зарядку. Вообще, у каждого шахматиста в физической подготовке есть собственные пристрастия. Кроссы регулярно бегал Гата Камский. Многие, как и я, предпочитают теннис, в том числе и настольный. Немало времени проводят на кортах Магнус Карлсен, Юдит Полгар, Веселин Топалов, Петр Свидлер. Последний еще очень любит бильярд. Некоторые также работают в тренажерном зале."Гроссмейстер Наталья Погонина: "Шахматист обязательно должен быть крепок физически, иначе ему трудно рассчитывать на самые высокие результаты. Занятия спортом повышают выносливость и помогают дольше сохранять концентрацию во время партии"

www.e2e4.kz

Интервью с шахматисткой Алина Кашлинской

Воспитанница спортивной школы «Измайлово», международный гроссмейстер, одна из самых перспективных российских шахматисток, москвичка Алина Кашлинская дала интервью нашему интернет-порталу.

Трудно поверить, что эта очаровательная молодая девушка- международный гроссмейстер по шахматам и призер чемпионата Европы

Привет, Алина! В начале разговора хотелось бы тебя поздравить с бронзовой медалью клубного чемпионата Европы. Поделись впечатлениями…

Спасибо. Выступать было совсем нетрудно, ведь у нас очень хорошая команда, и атмосфера была замечательная. На турнире было очень много сильных команд, один Израиль чего стоит. Но мы показали свой класс и приехали домой с медалью. До этих соревнований я успела сыграть в сербской и китайской шахматных лигах, а также еще в двух очень ответственных турнирах - чемпионате Европы среди женщин, где отобралась на чемпионат мира среди женщин 2016 года, и в высшей лиги чемпионата России. Здесь я поделила 1-2 места и отобралась в суперфинал чемпионата России среди женщин.

Почему ты выбрала шахматы в качестве своей профессии? И кто первым научил тебя этой «умной» игре?

Я не выбирала шахматы - они сами меня выбрали. (Улыбается). Первое серьезное решение в своей жизни мне пришлось принимать в возрасте семи лет. В детстве я занималась сразу в двух кружках - секции по бальным танцам и шахматами, и нужно было выбирать одно из двух. И вот, в семилетнем возрасте, как потом оказалось, я приняла решение, о котором сейчас ничуть не жалею. Мне очень нравились танцы, но я остановила свой выбор на шахматах. Дело в том, что на танцах наши преподаватели иногда стучали нам по коленкам, когда мы танцевали, чтобы они были прямые. Я же была очень домашним ребенком, и хотя понимала, что это необходимо для профессиональной подготовки, никак не могла с этим смириться, поэтому и предпочла шахматы. Сидишь себе, думаешь над позицией, никто тебя не трогает. (Улыбается). Родители не ставили передо мной задачу, чтобы простая детская забава переросла во что-то большее, более того, мама очень долго не хотела, чтобы я занималась шахматами профессионально. Я стала посещать групповые занятия для детей не только моего уровня, но и для более сильных шахматистов, стала тянуться за ними. Постепенно начали приходить результаты. Так, буквально за год удалось пройти путь от четвертого разряда до первого. И стало ясно, что шахматы могут стать для меня не просто очередной секцией, которую я посещала, а будущей профессией.

Помнишь ли своих первых шахматных учителей?

Конечно. Я помню всех и каждого, кто принял участие в моем шахматном становлении. Первым моим тренером была Людмила Георгиевна Зайцева в шахматном клубе имени Т.В. Петросяна. Именно с ее помощью я проделала путь от безразрядницы до первого разряда. Потом в 2002 году я занималась с Валерием Цатуряном. Благодаря ему я научилась «выживать» в первом разряде. После я занималась с Владимиром Вульфсоном в Московском городском дворце пионеров, именно под его руководством я стала сначала кандидатом в мастера спорта, затем мастером ФИДЕ, а также чемпионкой России и дважды вице-чемпионкой Европы в своем возрасте. В 2006 году меня позвали в училище Олимпийского резерва. Это вообще отдельная история, потому что поменялись не только тренеры, но и образ жизни. Я бывала дома только в выходные дни, а остальные дни проводила в стенах училища. Училище – это общеобразовательная школа-интернат, где мы жили, спали, кушали, занимались спортом и, конечно же, шахматами. Здесь я провела полтора года. Тренировали нас гроссмейстеры Валерий Чехов и Сергей Архипов. Благодаря наставникам училища олимпийского резерва я стала международным мастером и выполнила первую норму международного гроссмейстера. После ухода из училища я стала заниматься в Шахматной гостиной им. В.Я. Дворковича у гроссмейстера Сергея Долматова. Благодаря ему я выполнила вторую и третью нормы международного гроссмейстера, а также значительно увеличила свой рейтинг.

Есть ли у тебя те, на кого ты ориентируешься в шахматном мире, так сказать, своеобразные кумиры?

Несомненно. Все шахматисты изучают огромное количество партий мастеров прошлого. У них многому можно научиться. И не только конкретным шахматным ходам, планам, идеям (а их кроется огромное множество в партиях наших предшественников!), но и многочисленным психологическим тонкостям. Ориентироваться на кого-то из шахматистов прошлого достаточно трудно, потому что сегодня сама игра претерпела некоторые изменения, что, прежде всего, связано с появлением компьютеров. А из сильнейших мира сего можно взять первую десятку шахматистов и стремится к такому уровню!

Привязанность к шахматам у Алины появилась еще в детстве

Чем именно тебе в свое время понравились шахматы?

Даже не знаю. Ведь если я скажу, что сразу прониклась красотой этой игры, вряд ли вы мне поверите? Ребенком, наверное, просто нравилось делать то, что получается. Потом появилась привязанность к шахматам. Только в последние пару лет я могу сказать, что безумно их люблю и не представляю жизни без них. Мне нравится решать позиции, видеть неожиданные маневры, искать различные идеи.

Помнишь свой самый яркий турнир?

Конечно. Одно из моих первых и наиболее ярких впечатлений – чемпионат Европы среди девочек до 10 лет, где я стала серебряным призером турнира. Я начала с двумя очками из четырех возможных и практически потеряла все шансы на медаль. Но потом, сама не знаю, как, выиграла 5 партий подряд и заняла второе место. Еще помню, как играя на чемпионате мира среди девушек до 18 лет, я лидировала с пятью очками из пяти возможных, обыграла шахматистку, которая на том турнире боролась со мной за первое место, но не смогла удержаться на первой строчке, и в итоге заняла всего лишь второе место. Вот так. (Улыбается).

Как лично ты настраиваешься на шахматный поединок?

Время перед партией - вообще очень непростой период. Надо собрать все мысли воедино, постараться снять напряжение, при этом выходить на партию все-таки собранным, хладнокровным, но и не быть чересчур спокойным. Доля адреналина должна присутствовать. Это вообще очень интересная тема – оптимальное состояние шахматиста перед партией. Стандартная предстартовая подготовка, которая мне необходима - это посидеть пару минут за доской, поговорить с собой. В последнее время я прошу маму, чтобы она ездила со мной на самые ответственные турниры, потому что начала чувствовать, что мне необходима поддержка, нужен близкий человек, который бы знал, когда, что и как мне нужно сказать. Мама справляется со своей миссией на все 100 процентов, за что я ей очень благодарна. Вот так получается: в детстве хотелось ездить самой, почувствовать себя самостоятельной, а теперь хочется, наоборот, иметь поддержку родного человека рядом с собой во время турнира.

Как ты думаешь, почему с распадом СССР шахматы потеряли былую популярность?

Трудный вопрос. Конечно, сейчас мы и мечтать не можем о той популярности шахмат, которая была раньше. Сейчас люди больше любят смотреть телевизор, да и куда проще посмотреть футбольный матч, нежели чем вникать в тонкости позиции в какой-нибудь партии. В целом, интерес к шахматам за последние десятилетия явно упал, но очень хочется верить, что возможно шахматное возрождение. Мне кажется, что для популяризации нашего вида спорта было бы неплохо ввести шахматы в школах в качестве обязательного предмета. Тогда бы автоматически интерес у детей и их родителей к нашей игре возрос бы.

К примеру, в Индии и Китае, курс на развитие шахмат в школах уже дает свои плоды – у них огромное количество детей играют в шахматы при отсутствии столь же большого числа тренеров. В этих странах достаточно хорошо развита система преподавания шахмат в школе, поэтому и появляется много самородков. Насколько я могу судить, многие дети очень любят играть шахматные партии, а вот серьезно заниматься, работать над шахматами им не хочется, потому что тогда шахматы из разряда «игра» переходят в разряд «занятие». Возможно, стоит работать над тем, чтобы занятия шахматами для маленького ребенка стали более занимательными, более интересными. Кстати, недавно в Москве открылся Музей шахмат. Я там была уже пару раз. Очень надеюсь, что музей вызовет интерес не только у поклонников нашей игры, но и у других людей.

Как ты считаешь, есть ли будущее у российских шахматистов, все-таки этот вид спорта не так популярен, в отличие от футбола и хоккея?

У шахматистов будущее точно есть, потому что и сегодня, и в обозримом будущем, будет огромное количество турниров - конкуренция высокая. А вот есть ли оно у шахмат? Очень хочется в это верить! Если говорить о глобальных мерах популяризации, то, конечно, этому очень бы способствовало, если бы шахматы стали олимпийским видом спорта. Тогда, надеюсь, их стали бы показывать по телевизору с комментариями гроссмейстеров. А сейчас видеотрансляции с комментариями ведутся в основном только на шахматных сайтах. Но сегодня многие шахматисты занимаются популяризацией нашей игры, надеюсь, что это поможет тому, что шахматы займут достойное место среди популярных видов спорта в России.

В каком возрасте примерно можно начинать ребенку заниматься шахматами? Требуется ли для этого какая-либо подготовка?

Лично я начала заниматься в возрасте 6-7 лет. Сейчас, в связи с тем, что шахматы молодеют, думаю, что это было бы поздновато. Всё, конечно, зависит от целей, которые ставятся перед ребенком. Если заниматься шахматами просто ради удовольствия и не ставить целей стать профессиональным шахматистом, то можно начинать в любом возрасте. А если стремиться к спорту высших достижений, то, наверное, стоит начать заниматься с 4-5 лет. Очень важно, кто станет первым учителем, тренером, сможет ли увлечь ребенка. Не думаю, что нужна какая-то специальная подготовка, кроме позитивного настроя ребенка и его родителей.

По какой научной литературе (книги, учебники) можно заниматься, так сказать, внеклассно шахматами? Лично у тебя есть какие-либо настольные книги для помощи в подготовке к играм?

Все зависит от уровня шахматиста. Шахматы тем и прекрасны, что можно ими заниматься дома самостоятельно, взяв в руки книгу и следуя написанному, разбирать партии, решать задачи. Совсем начинающему шахматисту это будет делать достаточно сложно, но со временем чтение специальной литературы становится неотъемлемой частью работы над шахматами. Принцип подготовки очень прост: чем больше, тем лучше. Лично я сейчас использую сразу несколько книг при самостоятельной работе. У меня есть учебники с позициями для решения задач, книги с партиями классиков и по изучению эндшпилей.

Свою шахматную доску Алина берет с собой даже на море

Сколько приблизительно часов в день детям необходимо заниматься шахматами? И дополнительно, кроме шахмат, ничем больше не надо заниматься для тренировки ума? К примеру, решать математические задачи?

Сейчас я стараюсь заниматься шахматами по 5-6 часов в день. Это норма для профессионального шахматиста. На сборах, где происходит погружение в шахматы, мы занимаемся по 8-10 часов в день. Если ставить серьезные цели, то для детей, думаю, оптимально работать над шахматами 2-4 часа в день. Больше ребенку сложно будет выдержать, а меньше, мне кажется, не стоит. И очень важно внушать маленькому шахматисту, что высокие результаты могут стать только благодаря тяжелой и упорной работы.

Сколько примерно комплектов шахматных досок с фигурами необходимо шахматисту? Вы их возят с собой?

Если одна будет - уже хорошо! Но почти у всех шахматистов есть большое количество комплектов, просто потому, что очень часто люди их просто-напросто…дарят. Ведь на вопрос: «Что же подарить шахматисту?» первый ответ, который приходит в голову – «Шахматы!». К примеру, у меня дома около 10 шахматных комплектов. Но работаю я только с одним, который я очень люблю. Это был подарок от родителей на один из моих дней рождений. На турнир я чаще всего беру с собой доску с фигурами, но почти никогда не пользуюсь. Просто у меня есть чувство, что ехать на шахматный турнир и не брать с собой шахматы - это как-то неправильно.

Алина, сколько стоит привлечь к работе хорошего тренера по шахматам?

Шахматы не требуют таких затрат, как, скажем, большой теннис. Но все-таки определенные финансовые затраты потребуются. В основном, деньги уходят на тренеров и поездки на турниры. Для детей работают клубы, где групповые занятия проводятся на бесплатной основе. Но если стоит цель достичь чего-то большего, нежели просто привить ребенку любовь к шахматам и дать какие-то общие знания, то почти всегда необходимы индивидуальные занятия. Уже в более взрослом возрасте многие шахматисты работают с тренерами за свои деньги. Это вложение в себя, которое, как хочется верить, в будущем должно окупиться.

О цифрах говорить не принято, потому что каждый тренер называет свою цену. Да и заниматься можно раз в неделю пару часов, а можно каждый день по 6-7 часов. Каждый сам для себя решает, сколько он готов потратить и сколько бы он хотел заниматься. В принципе, в шахматах можно спокойно заниматься и самому, но все равно нужны люди, которые бы направляли твою работу, отвечали на вопросы, на которые ты сам или с помощью компьютера не в состоянии ответить. Для этого, на мой взгляд, и нужны тренеры.

Как ты считаешь, какие положительные качества развивают шахматы у человека?

Во-первых, это умение анализировать, просчитывать варианты. Не зря многие называют шахматы моделью жизни. Например, в жизни я очень часто, как и в шахматах, хочу иметь запасной вариант. Если что-то не получится, то у меня будет план Б. Так и в шахматах, ты жертвуешь фигуру и видишь, что в конце варианта получаешь атаку и интересную позицию, но до конца рассчитать все возможности не получается. В таких случаях лучше, если у тебя, как минимум, будет в той позиции вечный шах, чтобы ты знал, что будешь делать в крайнем случае. Конечно, логичность мышления развивается с помощью шахмат, воля, характер, перфекционизм и т. д.

Больших ли финансовых затрат требуют шахматы?

В основном, это затраты на турниры и тренеров. На многих турнирах шахматистам высокой квалификации организаторы дают условия - оплачивают проживание с питанием, иногда и дорогу. Официальные турниры, такие как чемпионаты России, Европы и Мира, часто оплачивают спортивные организации. Хотя, есть турниры, которые нужно оплачивать самостоятельно. Здесь каждый сам для себя решает - стоит это делать или нет.

Ты родом из Москвы. Есть любимые места в столице?

Любимое место в столице – это моя родная квартира! (Улыбается). На самом деле, во время поездок на турниры я очень сильно скучаю не по Москве, а по дому, по родным, по маминому супчику! Я проживаю недалеко от парков Коломенское и Царицыно. Там я бываю чаще всего. К сожалению, из-за нехватки времени, погулять удается не так часто, как хотелось бы – я же еще студентка Российского государственного социального университета, учусь на психолога, в следующем году заканчиваю бакалавриат. На днях определилась с темой своей дипломной работы, которая, разумеется, связана с шахматами. Звучит она так: «Взаимосвязь тревожности шахматиста и успешности его спортивной деятельности». Так что времени у меня в обрез.

Мне всегда было интересно, что любят читать шахматисты. Лично тебе какой жанр художественной литературы нравится?

Сейчас читаю самую разную литературу. Раньше очень любила классику. Любимое произведение более ранних лет – «Человек, который смеется» Виктора Гюго. В последнее время вкусы у меня несколько поменялись. Последние прочитанные мной книги - «Шоша» Исаака Башевиса Зингера, «Инферно» Дэна Брауна, «Убежище. Дневник в письмах» Анны Франк. Читать получается не так много, как хотелось бы. В основном – в метро или на турнирах.

И напоследок, лично ты как думаешь, кто лучше в шахматах, так сказать, соображает - мужчина или женщина?

Посмотрите на рейтинги, и вы поймете, что…компьютер! (Улыбается).

Материал подготовила:

Мария Пати для SportObzor.ru

www.sportobzor.ru

Миф или польза: зачем на самом деле нужны шахматы - О жизни

То, как в последнее время усиливается внимание к шахматам, подтверждает: роль интеллекта в экономической гонке возросла. 

Это мог бы быть очередной текст во славу шахмат – выдающейся интеллектуальной игры. Ведь несмотря на то, что прошло почти 20 лет, как компьютер Deep Blue обыграл Гарри Каспарова и установил вычислительное превосходство над человеком, шахматные турниры сохраняют свою аудиторию – как среди зрителей, так и среди игроков.

Это могла бы быть статья о том, что важнее шахмат для ребенка вообще ничего нет. Тогда я рассказал бы вам о нескольких исследованиях.

К примеру, в 2008 году в четырех немецких начальных школах провели эксперимент. Дети с проблемами в обучении (их IQ был на уровне 70-85) были случайным образом распределены в две группы. Одной – экспериментальной – предстояло в течение года 1 час в неделю заниматься шахматами, другая – сравнительная – этот час дополнительно занималась математикой. По итогам выяснилось, что первая группа значительно обогнала сравнительную по вычислительным способностям.

В 2013 году в Италии взяли 568 обычных школьников и тоже поделили их на группы. Экспериментальная, помимо основных занятий, занималась шахматами. Результаты показали, что уровень результатов экспериментальной группы в математических тестах оказался выше и возрастал тем больше, чем больше они занимались шахматами.

И таких исследований только за последние годы существует десятки. Но я хотел бы сказать о другом.

Главный миф звучит так: "шахматы – это панацея для интеллектуального развития". Многие критики этой игры не понимают инициативы ввести школьный шахматный всеобуч (как, например, в Армении) – и небезосновательно.

Шахматы не заменяют традиционные общеобразовательные предметы, они – не вещь в себе, а всего лишь еще один инструмент, который столетиями доказывает свою эффективность. Выдающийся шахматист Михаил Ботвинник говорил: "Никогда не сможет стать чемпионом мира тот, кто не имеет высшего образования". Замкнутый только на шахматах игрок, скорее, наоборот деградирует в социальной жизни. Ведь единственное, что он улучшает – это навык играть в шахматы. Всего лишь заточка инструмента, который так и не применяется в реальной жизни.

Шахматы – не модель жизни, хоть именно так утверждает Гарри Каспаров в одной из своих книг. Попытки экстраполировать шахматы на все сферы подряд выглядят искусственно и нежизнеспособно. С таким же успехом можно говорить о го, нардах или картах, как о таких моделях. Тем более, что в двух последних вариантах присутствует элемент случайности, которого шахматы лишены, но которым полна реальная жизнь.

Однако посмотрим на другой аспект.

Интеллектуальные игры, незначительно видоизменяясь, пришли в современность через столетия. Шахматы в первом своем исполнении появились еще в начале эры в Индии, а пятьсот лет назад правила и положения игры более-менее устоялись. Многие исторические оценки указывают на то, что шахматы с момента своего появления были игрой для элит: правителей, знати, военачальников, религиозных деятелей (которые, кстати, мирянам долго их запрещали).

Читайте также: Топ-6 лайфхаков личностного роста

Задумывались ли наши предки о том, что шахматы развивают интеллект и разные полушария мозга? Была ли у них достаточная практическая и теоретическая база, чтобы оценить полезность этой игры? Едва ли – они даже не владели таким дискурсом. Значит, основания были другими. Подсказка лежит в самой первой версии шахмат – индийской чатуранге. Она представляла собой модель битвы с участием четырех родов войск – пешки, слоны, кони, колесницы-туры – и велась до полного уничтожения соперников. А тогда на одной доске сражались целых четыре "войска".

Поэтому  есть у шахмат очень полезная функция, применимая к сегодняшнему дню.

Несмотря на многовековые преобразования, шахматная игра представляет из себя всё то же – великолепную модель конфликта, в которой, казалось бы, используется ограниченное число ресурсов со своими возможностями и жесткие стартовые условия, но присутствует огромное многообразие вариантов развития. В главной степени это площадка для тренировки умения конкурировать с практически равным соперником (учитываем право первого хода за белыми).

Как и любой конфликт, шахматы тренируют психологическую устойчивость. Вряд ли тот, кто не способен мыслить ясно и длительное время выдерживать нервное напряжение, может одержать победу, особенно в вариантах с ограничением времени. Умение обуздать эмоции и включить холодный стратегический расчет – побочный эффект от игры.

Почему же сейчас, в 21-м веке, нашим детям нужны интеллектуальные игры и шахматы в частности?

Потому что конкурентность среды растет.

В современном динамичном мире, наполненном высокими технологиями, умение думать на далекую перспективу и грамотно использовать ресурсы при движении к ней – чуть ли не самое главное качество человека будущего.

Есть и еще один, менее заметный фактор. Шахматный спорт тренирует главную "мышцу" – мозг, поэтому ребенок раньше других приобретает умение преобразовывать первобытные физические конфликты в интеллектуальные. Шахматы сегодня – это одна из моделей бизнес-борьбы, где возможны либо победа, либо поражение, либо временный компромисс. Навык выигрывать и проигрывать правильно, обязательно учась и делая выводы, воспитывает в ребенке здоровое отношение к поражению и дух целеполагания.

Я вовсе не говорю о том, что физический спорт не развивает. Он обязателен в любом случае, и большинство шахматистов занимается плаванием, гимнастикой, игровыми видами. Без крепкого тела нечего и говорить о выносливости, физические усилия тренируют навык преодолевать, держаться до последнего. Однако в развитых странах, в число которых стремится попасть Украина, главный запрос сформирован на интеллектуальную молодежь. Именно она – двигатель прогресса, именно на нее делают акцент. И именно это пока не до конца понимают в нашем государстве.

Но это временно. Перенасыщенный некомпетентными руководителями социум давно и остро нуждается в людях, которые могут стать локомотивами инноваций и являются экспертами в своей сфере. Поэтому умный и разносторонне развитый человек, умеющий грамотно "сражаться" за ценности, расширяет диапазон своих возможностей. Помочь своему ребенку стать таким – серьезная миссия каждого родителя.

Присоединяйтесь также к группе ТСН.Блоги на facebook и следите за обновлениями раздела!

ru.tsn.ua


Смотрите также